ф   фотографии

o   обои

в   видео

л   литература

п   полезное

п   пресса

п   путешествия

с   смех да и только...

к   книга памяти

a   ArtGarage

c   Симулятор wheelie

э   электропочта



Старт / Литература / Стоппи учитесь "козлить наоборот" Печать

Стоппи — учитесь "козлить наоборот"
Дмитрий Юдин

У любого байка есть тормоза — это факт. Причем передние, а также задние — это тоже факт. Но многие не догадываются, что даже "Сова" может оторвать от асфальта заднее колесо, правда, при условии, что пилот обладает хоть малой толикой амбиций, а правая кисть у него достаточно хорошо накачана.

Народная молва считает стоппи опасным и очень сложным трюком, что это выпендреж — и не более того. На самом же деле умение встать на переднее колесо — элемент мастерского вождения, который может спасти жизнь в реальной дорожной ситуации, а не только сорвать аплодисменты в программе шоу, в том числе и потому, что предполагает способность заранее определить, удастся или не удастся затормозить на ограниченном отрезке пути.

Между тем большинство байкеров даже не представляют, насколько быстро можно остановиться, пользуясь только передним тормозом. Уверяем, овладение приемами стоппи позволит ни во что не впендюриться в экстренных случаях.

Сразу вынужден оговориться: не рекомендую упражняться в "общественных" местах, к которым, безусловно, относятся дороги общего пользования. Найдите тихое место, закрытую площадку, возьмите с собой друга — он будет "службой спасения". Не с кем пойти на "мотодром" — прихватите хотя бы мобильный телефон — мало ли что… Одеться лучше в "правильный" кожаный гоночный комбез — из тех же соображений.

То, о чем пойдет речь, основано на рекомендациях английского гуру стунт-райдинга Гари Ротвелла. Он установил мировой рекорд по начальной скорости стоппи: поднял мотоцикл на переднее колесо на 190 км/ч. Так что он знает, как это надо делать.

Большинство байкеров пытаются упражняться в стоппи, тормозя со скорости 15-20 км/ч перед светофором. Однако это далеко не лучший и не безопасный путь. Правильно тормозить со скорости около 50 км/ч на асфальте с хорошим сцеплением. В зависимости от типа используемого мотоцикла процесс может проходить легче или сложнее.

Казалось бы, на маленьком легком байке приобретать эти навыки проще. Не совсем так. Все дело в голове: если ваш "полноразмерный" байк в принципе способен вставать на переднее колесо, значит, учиться будет не труднее, чем на скутере.

Первое, что следует сделать, — расслабиться, потому что последствия падений при учебе не настолько тяжелы, как кажется. Правильно экипироваться, тем не менее, не помешает. Дойдет до падения — не факт, что вы окажетесь сверху мотоцикла.

Теперь — к делу. Если используется спортбайк с мотором до 600 смз, технология освоения навыков следующая.

Стабилизируйте скорость на уровне около 50 км/ч, сожмите бак коленями — лучше, если штаны кожаные, они эффективнее, чем джинсы, "сцепляются" с боками бака. Теперь начинайте сильно, но не сразу, а прогрессивно, постепенно зажимать рычаг переднего тормоза. Вы можете предположить, что переднее колесо заблокируется - такое возможно, если переусердствовать. Так потратьте время на "прочувствование" момента начала блокировки. Научитесь ослаблять хватку рычага раньше, чем мотоцикл упадет. Тренируйте реакцию!

Заднее колесо оторвется от земли легче, если непосредственно перед торможением приподнять пятую точку с сиденья — чтобы разгрузить заднюю часть байка, — то есть сделайте как бы рывок в сторону передней части. На правильность организации процесса укажет оторвавшееся от земли заднее колесо. Расстояние "путешествия" на переднем зависит от индивидуальных способностей и "чувства тормоза".

Разъясню, что это за "чувство". Когда вы планируете остановиться в конкретной точке, не просто давите на тормоз и финишируйте в заданной точке, а постоянно усиливайте или ослабляйте давление на рычаг, регулируя замедление. То же касается и стоппи: высота отрыва заднего колеса зависит от усилия нажатия на рычаг тормоза. Чем сильнее рычаг зажат, тем выше поднимается колесо, чем слабее — тем ниже или вообще опускается.

Так же, как и при торможении к заданной точке, прочувствуйте, что происходит с байком и контролируйте процесс рычагом тормоза. Цель считайте достигнутой, если заднее колесо поднимется приблизительно на полметра. Если меньше, например, сантиметров на 30, это означает, что вы тормозите недостаточно эффективно - продолжайте тренироваться. С подъемом на полметра можно проехать гораздо больше, а сам процесс намного легче.

Получается все правильно много раз подряд? Поздравляю! Однако при езде на переднем колесе иногда возникает ощущение, что заднюю часть байка начинает вести в сторону, а скорость великовата. Что делать? Да немедленно отпустить передний тормоз — иначе падение неминуемо. Поскольку уже налицо некоторый опыт, можно помогать себе ненормативной лексикой — способствует улучшению результатов. Проверено.

После достижения результатов при исполнении базовых упражнений самое время переходить на следующий уровень — поднимать заднее колесо все выше и проезжать все дальше. Получается и это? Ну тогда пробуйте непосредственно перед остановкой повернуть руль и приземлять байк боком. Практикуйтесь!

Про снаряды более "объемные" — байки типа R1 или 900RR могу сказать следующее: все базовые принципы и приемы остаются теми же. Если что-то тяжелее и старее, то советую выпустить (слегка!) воздух из переднего колеса (для улучшения сцепления) и делать телом рывок вперед поэнергичнее. Иногда помогает добавка преднатяга пружин вилки — это предотвращает пробои при стоппи.

Но некоторые байки не способны выполнять стоппи в принципе из-за веса, базы, тормозов.

Некоторым байкерам, как и мотоциклам, просто не дано поднять зад мотоцикла — как бы они ни старались. Сочувствую, но надо принять этот факт как данность и не пытаться "перепрыгнуть через голову". Ничего не случится: девушки не перестанут вас любить, луна — светить, босс — платить. Или можешь, или нет!

Ездите безопасно для себя и окружающих, а в жизни много других радостей.


Поддержка осуществляется
компанией "ВэбАртиль"